«На каждом крупном турнире помимо сборных есть не менее важная команда – судейская сборная»

«На каждом крупном турнире помимо сборных есть не менее важная команда – судейская сборная»

 

Линейный судья Диана Мохова и главный судья Дарья Ермак – представили нашу страну на матчах женского молодёжного чемпионата мира ИИХФ 2019 в Японии. Диана Мохова работала на финальном мачте между сборными США и Канады, а Дарья Ермак работала на полуфинальном матче между командами Финляндия и США.

 - Было приятно получить назначение на матчи женского молодёжного чемпионата мира, - говорит Диана Мохова. - Ещё и потому, что это мой второй турнир подобного ранга. Я очень хорошо помню матчи ЖМЧМ в Дмитрове, который был в прошлом году, но в этом году была своя специфика. Не в последнюю очередь из-за страны проведения. Многие всю жизнь мечтают побывать в Японии. Действительно, эта страна очень необычная и побывать на другом конце Земли было приятно, невероятные эмоции.

 - Вызову на ЖМЧМ в Японию удивились?

- Да, и тут сразу такой серьёзный турнир. Несмотря на возраст, надо показать хороший уровень подготовки.

 - А сложнее было в Японии или дома?

- Получилось, что домашний чемпионат мира стал для меня дебютом. Сами понимаете, что значит работать у себя на Родине, среди тех, кто тебя знает, поддерживает. Спортсмены говорят, что всегда приятно играть при своих и полных трибунах, но это огромная ответственность.

 - Япония не так часто принимает хоккейные турниры подобного ранга.

- Это большой прорыв для страны. Кроме двух олимпиад, страна не видела больших хоккейных турниров, но хоккей в этой стране любят. Организация турнира была отличная, приятно было находиться и работать там.

 - Как готовились к матчам турнира?

- Перед выходом на лёд стараюсь не загоняться по таким вопросам. К играм надо готовиться с чистой головой, с ясными мыслями. Я так и стараюсь: есть моя синяя линия, на которой я должна отработать, чёткое выполнение работы. Мысли о важности матча могут навредить. В конце концов, надо получить удовольствие от матча, чтобы и игрокам было приятно.

- Есть ли специальная программа для арбитров в период проведения турниров?

- Наше общение внутри судейского корпуса на крупных турнирах строится заранее. Мы собираемся за два-три дня до чемпионата мира, с нами работают супервайзеры. Люди, которые оценивают нашу работу, подсказывают, указывают на ошибки. Обязательно проводим тренинги для сплочения команды. Кто-то верно подметил, что помимо сборных, на турнире есть ещё одна не менее важная команда, - арбитры.

- Свой первый матч в карьере помните?

- Для такой ностальгии времени не было. Как-то не ловила себя на этом. Да и первую игру в качестве арбитра вспомнить тоже надо потрудиться. Если самая первая игра была в 2013-м, то в 2014-м уже работала на матчах Чемпионата России по хоккею среди женских команд. Именно такое название было, Женская хоккейная лига чуть позже появилась. Помню, помимо радости, волнение было. Но гордости больше, потому что доверили.

- Была мечта стать судьёй?

- Поначалу я даже не думала строить карьеру арбитра. После занятий хоккеем как-то встретила знакомую, которая и посоветовала попробовать себя в арбитрах, мне очень быстро понравилось.

 - С вашей точки зрения женский хоккей в России развивается?

- Хоккей меняется и в лучшую сторону, есть прогрессивный скачок. Самый сильный шаг – создание ЖХЛ. Это и популяризация нашего вида спорта. В хоккей приходят девочки, которые реально хотят стать хоккеистками. Федерация хоккея России увеличила число сборных команд. А это стимул для развития. В ЖХЛ стало больше команд, борьба за чемпионство стала острее.

 - По игре на крупных международных турнирах это заметно?

- Раньше было много технического брака, невысокие скорости. Сейчас вместе с конкуренцией растёт и уровень подготовки игроков. Я помню, как наши девочки смотрели на североамериканские сборные и думали, что это космос. Сейчас они на равных играют с Канадой и США. Да, матчи сложные и потеснить эти команды очень непросто, но прогресс есть.

 - Каждый хоккеист или арбитр может вспомнить массу забавных историй. Вы можете вспомнить какие-либо ситуации?

- Когда я только начинала судить, то узнала про одну традицию. Сейчас, наверное, про неё знают все. Когда арбитр во время матча падает, его партнёры по игре ждут угощения, у всех по-разному. Мы с девочками тоже соблюдаем традицию, кто что приносит. Был случай, что наша коллега сделала подарки и купила всем колготки и чулки, а что, тоже нужная и хорошая вещь!

 1.jpg

 - Какие эмоции? Наверное, я до сих пор под каким-то впечатлением нахожусь, - делится впечатлением Дарья Ермак. - Наверное потому, что это мой первый крупный турнир в качестве главного арбитра.

 - Не ожидали получить назначение?

- Можно ждать и не ждать, но всё равно радость от назначения самая большая. Для меня это большой шаг и старт. Естественно, у меня спрашивали, волнуюсь ли я? Конечно, волновалось. Перед первым матчем в Японии, по правде сказать, меня вообще трясло. Играли сборные Чехии и Швейцарии.

 - Как удалось справиться с эмоциями?

- Просто настал тот момент, когда уже голова должна была сработать. Уже после первых свистков и остановок всё нормально пошло, а после первого удаления я вообще освоилась (смеётся).

 - В чём сложность работы на таких ответственных турнирах?

- Весь период, от подготовки, до самой последней игры, был очень энергозатратным. Сложно было и физически, и морально. Помимо ответственного отношения, хотелось провести матчи на высоком уровне.

 - Вам удалось?

- Супервайзеры в беседе отмечали хорошие моменты в матчах, хвалили за видение игровых ситуаций. От этого чувствуется желание работать ещё лучше, прогрессировать.

 - Какой матч запомнился?

- Игра между США и Канадой. Когда смотришь за матчем этих сборных со стороны, уже заметен особенных хоккей, а когда судишь, понимаешь всю разницу. Сам настрой игроков даёт понять, насколько всё будет серьёзно.

- Пришлось перестраиваться?

- Не то, чтобы перестраиваться. Скорее успевать за игрой. Поначалу пока выберешь правильную позицию, игра уже на другой половине площадки идёт. Скоростной хоккей, который доже можно назвать силовым и надо делать скидку на манеру их борьбы в очном матче.

 - В вопросе коммуникации между арбитрами возникали трудности?

- Нет, мы быстро нашли общий язык. Помогла хорошо организованная подготовительная работа. Ни в матчах, ни вне льда сложностей не было. Шесть матчей, на которых я так или иначе работала, получились очень позитивными.

 - После мирового первенства не будет некой опустошённости перед играми ЖХЛ?

- Да какая там опустошённость! Только, казалось бы, приехали, и сразу в бой. Сейчас вот программа Недели Звёзд в Казани и Нижнекамске, затем пойдут матчи Женской хоккейной лиги. Пусть осмысление и прогресс пойдут через работу, нежели сидение в ожидании игр.

 - Вообще, Вам можно позавидовать: два года работаете главным судьёй и уже поехали на молодёжный чемпионат мира.

- Это хороший старт, и я правда рада. В Японии я отдала всю себя. Где-то не хватило опыта, я прекрасно знаю, что надо быть самокритичной, нужна уверенность. Завершающие матчи турнира мне дались лучше.

 - Ваши первые матчи пришлись на игры женских команд?

- Я начинала работать на матчах детских и юношеских команд, а работать арбитром начала в основном из-за желания учиться. Играть в хоккей на серьёзном уровне и получать высшее образование проблематично, поэтому пошла в судейство.

- И как восприняли женский хоккей?

- Знаете, после года работы линейным в юношеском хоккее была немного растеряна, причём меня сразу поставили главным арбитром. Было очень сложно. Хоккей кардинально отличается, и привыкала я полгода.

 - Прошлым летом вы ездили в летний тренировочный лагерь.

- Да, была в Северной Америке. Судейский тренировочный лагерь. Сказать, что было тяжело, значит ничего не сказать. Суровые нагрузки. Вставали в шесть утра, ложились в одиннадцать. Шесть часов теории в день, два льда, тренировки на земле. Нагрузки как в профессиональном хоккее, но такая работа закаляет и дисциплинируют. Тренеры требовали от нас максимум.

    

D4S_6176.jpg

07.02.2019

Возврат к списку