Наши ветераны: Владимир Асеев

Наши ветераны: Владимир Асеев
Всероссийская коллегия судей запускает серию интервью с ветеранами - судьями, которые прославляли и развивали судейство в нашей стране.

Первой герой нашей серии интервью - Владимир Асеев, Владимир Алексеевич рассказал о начале своей карьеры, самых трудных матчах, отношении к делу.

- Владимир Алексеевич, в одном из интервью Вы сказали, что в судейство пришли случайно.

- Случайностью это назвать не совсем верно. Скорее это была вынужденная мера. Стать арбитром заставила ситуация. Команда, в которой я играл, подала заявку на участие в первенстве города. А обязательным условием для клуба было наличие арбитров.

- И вы вызвались.

- А что было делать? Пришлось всё начинать с нуля. Взял свисток, судейский свитер, книгу правил и – вперёд. Вот по ходу ситуации, работы на матчах и набирался опыта. Мне было легче согласиться на переход в новую для себя роль, потому что я был тренером, отвечал за многие организационные вопросы.

- Свой первый матч в качестве арбитра помните?

- Воспоминания сложились таким образом, что в памяти остались моменты, отражающие начало карьеры арбитра, а не один-единственный матч.

- А самые яркие воспоминания о чём?

- Особняком здесь стоит проведение матчей на открытой коробке. Сейчас, конечно, это в диковинку. Но в то время большинство игр проводили под открытым небом. Дворцы спорта в стране только начинали строиться.

- Многие ветераны-хоккеисты забавные истории вспоминают, связанные с уличным хоккеем.

- Ещё бы! Игрокам было теплее, чем нам, судьям (смеётся). Хоккеисты играют по сменам, меняются, работа у них динамичнее. А нам каково? Одеваешь на себя всё, даже телогрейку, а сверху судейский свитер. Но всё равно холод пробирает.

- И шайба словно деревянная.

- Точно так. Попадает в штангу и разламывается пополам. Кто-то мне рассказывал, что в одном эпизоде одна из половин разломившейся на морозе шайбы угодила в ворота. Много споров было, конечно. Другое дело – если шайба угодил в конек или в тело. Защиты у нас был самый минимум. Но, как видите, справились.

- У вас часто спрашивают о самом сложном матче в карьере?

- Все матчи одинаково сложные. Тут вот какая штука. Можно финальную игру, очень ответственную, провести спокойно, без нареканий. А так называемая «проходная» игра окажется проблемной. Поэтому нет несложных игр. Один момент на льду может стать противоречивым.

- А были забавные ситуации?

- Всякое случалось. Сейчас, когда вы приходите на хоккей, перед глазами большой экран, таймер времени и вообще все условия. Раньше, когда еще играли на улице, секундомеров практически не было. А если и были, при сильном морозе они просто замерзали. Вот иной раз судейская бригада у льда немного помогала домашней команде.

- Не выпускали штрафника-гостя на лёд?

- Просто говорили, что время оштрафованного игрока ещё не закончилось. А если удалят хоккеиста из состава хозяев, игрок очень уж быстро выходит на лёд. И что я сделал? Поскольку со стороны гостей были нарекания, я определил к местной судейской бригаде администратора гостей с секундомером.

- На вас могли жалобу подать за такое «самоуправство»?

- Ситуация позволяла это сделать. Как главный судья, я отвечал за этот матч. После игры сразу дал телеграмму в Москву, где сообщил счёт и кратко изложил свои действия. На следующий день пришла ответная телеграмма, в которой было всего одно слово: «Молодец».

- К тому же это говорит о честности судьи, хотя всегда и везде пытаются что-то провокационное отыскать.

- Такова наша работа. Во все времена на судьях была колоссальная ответственность. Арбитры иной раз огромное давление испытывают. Всё потому, что наши ошибки видят все. И не прощают за это. А ведь мы такие же участники матча, как хоккеисты и тренеры.

- Сейчас судьям тяжелее работать, чем тридцать-сорок лет назад?

- Скажу, что сейчас ребятам приходится очень сложно. Не буду сравнивать времена, но технологии шагнули далеко вперёд. Каждое действие судьи – как под микроскопом. Вот не засчитали шайбу, и это повлияло на результат матча. А на видео – шайба в воротах.

- Сложно справляться с такой ответственностью?

- Дело в том, что на первый план рано или поздно выходит отношение к профессии. Раньше у арбитров не было такой роли, нежели в нынешнее время. И зарплаты были другие. У нас была основная цель: расти вместе с хоккеистами, развиваться.

- Сейчас критерии отбора в судейский корпус изменились?

- Главное, чтобы человек был из хоккейной среды. Катание, знание правил, видение игры. Это основные показатели. Но важно и отношение к работе со стороны будущего арбитра. Я уже сказал, что надо расти вместе с хоккеистами, повышать свой уровень. И во главе угла нельзя ставить финансовый аспект.

- Что можете пожелать молодых судьям?

- Любить свою работу. Любить и уважать хоккей и хоккеистов. Знать, что на льду может произойти всё что угодно. Но справиться с этим можно и нужно.
19.11.2018

Возврат к списку