ЭДУАРД МЕТАЛЬНИКОВ: «РАБОТА ГЛАВНЫМ СУДЬЕЙ НРАВИТСЯ - СОВСЕМ ДРУГАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Эдуард Метальников в интервью вспомнил о том, как играл за ЦСК ВВС, пояснил, почему в 34 года решил перейти в главные судьи и рассказал о нынешнем сезоне.
Метальников застал еще времена Суперлиги, а в КХЛ судил с первого сезона, но в качестве линейного арбитра. В 2017 году он принял решение перейти в главные и в 2023-м вернулся в КХЛ. Нынешний чемпионат стал для него вторым в КХЛ в статусе главного рефери и первым полноценным – Эдуард отработал 42 игры, и в следующем сезоне рассчитывает развить успех.
– Хоккеем вы начали заниматься в родной Самаре?
– Да, тогда еще в Куйбышеве. Сначала пришел в дворовый спортивный клуб. Играли в теннис, шахматы, хоккей. Но все было не очень серьезно. А потом с отцом сходили на матч ЦСК ВВС. Мне очень понравилось. Тогда и решил перейти в профессиональную школу. Буквально на следующей неделе пришли к тренеру моего 1983 года рождения. Я покатался два дня, после чего папа купил мне поддержанную форму, и я стал заниматься. Это был 1991 или 1992 год.
Но вскоре я покинул школу ЦСК ВВС. У нашего тренера возникло недопонимание с руководством, и он решил уйти, создал команду «Искра», основу которой составил наш год рождения. Она базировалась на одноименном стадионе, а тренировки проходили на естественном льду. Соответственно, заниматься мы могли только в зимнее время года. Тем не менее, именно «Искра» регулярно выигрывала чемпионат города, побеждая в том числе ЦСК ВВС и ездила на первенство России. Так продолжалось около пяти лет, после чего я закончил хоккейную школу и получил приглашение играть за вторую команду ЦСК ВВС. А до возвращения в состав «летчиков» один сезон я провел в Тольятти, где играл за 1983 год рождения с Василием Кошечкиным, Максимом Кондратьевым, Игорем Григоренко, но в итоге тольяттинским тренерам не подошел и вернулся в Самару, где выступал за ЦСК ВВС-2, а заодно и прошел срочную службу, ведь клуб был армейский.
Однако в те годы самарский хоккей пошел на спад. В 2000 году основная команда вылетела из Суперлиги, школа становилась все слабее, финансирования толком не было. Следующий сезон я пропустил из-за травмы ноги, перенес операцию по удалению тела Гоффа. Затем отыграл еще год за вторую команду ЦСК ВВС и 2002-м решил закончить.
– И пойти в арбитры?
– Да, попробовать предложил специалист по судейству Сергей Вениаминович Иовлев. В Самаре во все времена судей было не так много – Сергей Вениаминович, Владимир Алексеевич Асеев, Сергей Павченко. Затем арбитров не было вообще. И вот появились мы – я и Александр Сироткин. Работали линейными в паре. Cудили детские соревнования. В 2005-м поехали на сборы судей Высшей лиги и смогли пройти отбор. Первый матч прошел в Альметьевске. «Нефтяник» играл с «Дизелем». Главным работал Яков Деев.
– Как сложился первый сезон?
– Нормально. Но после нового года начало беспокоить то самое ранее травмированное колено. Мне кажется, оно реагировало на погоду. Помню, опять поехали судить в Альметьевск. Добирались на автобусе. Спускаюсь по ступенькам еле-еле и думаю: «Как же буду кататься?» Выпил две таблетки «Пенталгина». В итоге обезболивающее подействовало так, что я банально терял концентрацию, не успевал ни на что реагировать – все проносилось мимо меня. Это называется «поплыл». Кое-как собрался, взял себя в руки, отработал без ошибок. Но на следующей день предстоял повторный матч. Рисковать с «Пенталгином» не стал, попросил врача «Нефтяника» сделать обезболивающий укол, но помог он не сильно. Судил через боль. Кстати, в той игре произошел эпизод с дракой. Я вклинился между двух игроков, оттащил своего, «повязал», а Саша бежал издалека и так получилось, что к своему игроку приехал немного позже. В результате тому хоккеисту, которого держал я, разбили лицо.
– Уже в следующем чемпионате вы судили Суперлигу?
– Да, но говорить о полноценной работе было сложно – так, подключали. Отработал матчей семь. Дебютный – с нынешним руководителем отдела инспектирования ВХЛ Александром Рудольфовичем Антроповым и Романом Шихановым. А вот с 2007 года судил в элите уже постоянно. Много было интересных матчей, игроков.
– Почему решили перейти в главные?
– Захотелось двигаться вперед, перейти на новый уровень. Да и возраст был уже критический, 35 лет – предельная планка для перехода. Решил принять жесткое решение. Как оказалось, сделал все правильно. Работать главным мне очень нравится. Совсем другая ответственность. По сути, ты вместе с напарником руководишь игрой, задаешь определенную планку, имеешь более тесные взаимоотношения с тренерами, игроками. Все это очень интересно.
– Главным вы начали работать в 2017 году, а в КХЛ в новом качестве первый матч провели в 2023-м. Почему так долго возвращались в главную лигу страны?
– Тяжело сказать. В первом сезоне ВХЛ дошел до 1/4 финала, там принял решение, которое не очень понравилось руководству. Но постепенно набирался опыта. В следующем чемпионате уже отработал финал. После этого меня пригласили на сборы арбитров КХЛ, но в итоговый список судей для работы в сезоне не попал. А затем наступили «ковидные» времена. Под конец досрочно завершенного сезона у меня диагностировали коронавирус. Болел тяжело. Было долгое восстановление. Поэтому следующий чемпионат не задался. Получилось, что два года вышли скомканными. А вот сезон 2022/2023 сложился здорово. Я вновь судил финал и был признан лучшим арбитром ВХЛ. Тогда меня пригласили на сборы КХЛ еще раз и после них заключили двусторонний контракт.
– Первую игру в КХЛ вы провели в родной самарской области, отработав матч «Лада» – «Амур». Ваше мнение на этот счет спрашивали?
– Да, наше руководство перед дебютными матчами всегда спрашивает у судей предпочтения по месту проведения матча. Я сам выбрал Тольятти.